Главная Новости Разъяснения Минэкономразвития по вопросу согласования границ земельных участков

Разъяснения Минэкономразвития по вопросу согласования границ земельных участков

Дата публикации - 13 сентября 2019
Последние изменения - 2019-09-13


Согласование местоположения границ земельных участков в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», осуществляется при одновременном соблюдении двух условий:

сведения об указанных земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости;

в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

 

Письмо Минэкономразвития России от 03.02.2010 N Д23-344

местоположение границ земельных участков, смежных с земельным участком общего пользования, согласовывается в общем порядке, а от имени собственников выступают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления.

 

(Письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N Д23-349)

Если у правообладателя здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства (далее - правообладатель объекта капитального строительства) не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границ подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре от имени правообладателей в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, правообладатели объектов капитального строительства, не оформившие в установленном порядке права на земельные участки, могут участвовать в согласовании местоположения границ как представители правообладателей земельных участков, в том числе государственного органа или органа местного самоуправления, при наличии надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре.

 применительно к согласованию местоположения границ в индивидуальном порядке не применяются положения Закона о кадастре о необходимости извещения правообладателей земельных участков. В связи с этим при таком способе согласования местоположения границ положения ч. 3 ст. 40 Закона о кадастре не применяются.

Составление акта, подтверждающего уклонение правообладателя смежного земельного участка от согласования границ, действующими нормами Закона о кадастре не предусмотрено.

 Законом о кадастре не установлено ограничений в отношении проведения одновременно согласования местоположения границ в индивидуальном порядке и посредством проведения собрания заинтересованных лиц.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, в случае уклонения правообладателя земельного участка от согласования местоположения границ в индивидуальном порядке согласование местоположения такой части границы может быть проведено посредством проведения собрания заинтересованных лиц.

 (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2010 N Д23-4239)

О лицах, являющихся представителями несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных участков.

Согласование местоположения границ земельных участков, в соответствии с Законом о кадастре, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре. В соответствии с ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре от имени данных лиц в согласовании местоположения границ земельных участков вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Пунктом 1 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 указанной статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Согласно п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Таким образом, от имени несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных участков могут участвовать, в частности:

- законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;

- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно при наличии письменного согласия своих законных представителей, предусмотренного ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом согласно ст. ст. 23 и 43 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия родителей и усыновителей подтверждаются соответствующими свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении).

Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Заверенные кадастровым инженером копии указанных документов, в соответствии с п. 25 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, включаются в состав приложения межевого плана.

 В Акте согласования указываются сведения о частях границы или характерных точках границы земельного участка, местоположение которых было уточнено в результате проведения кадастровых работ.

(Письмо Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N Д23-3781)

местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Следовательно, определение местоположения границы земельного участка неразрывно связано с определением координат характерных точек его границы.

Таким образом, если при проведении кадастровых работ уточняется характерная точка, определяющая местоположение границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, то местоположение такой точки должно быть согласовано с правообладателями всех земельных участков, для которых данная точка также является характерной и, соответственно, определяющей местоположение границ данных земельных участков.

Учитывая изложенное, в соответствии с Законом о кадастре предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы (то есть части границы или характерной точки границы) земельного участка, одновременно являющейся границей (то есть частью границы или характерной точкой границы) другого земельного участка.

(Письмо Минэкономразвития РФ от 15.10.2009 N Д23-3386)

По вопросу согласования местоположения границы земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли

согласование местоположения границы земельного участка, образуемого в результате выдела в счет земельной доли из земельного участка, находящегося в долевой собственности, в том числе находящегося в составе земель сельскохозяйственного назначения (далее - исходный земельный участок), проводится, если граница такого образуемого земельного участка одновременно является границей другого земельного участка (не являющегося исходным земельным участком) и в результате кадастровых работ уточнено местоположение такой смежной границы (части границы или характерной точки границы).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при выделе земельного участка "внутри общего участка" согласование местоположения границ земельного участка, образуемого в результате выдела, не требуется.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).

При этом в соответствии со ст. 14 Закона земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделен на основании:

- решения общего собрания;

- извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.

Разъяснения Минэкономразвития по вопросу согласования границ земельных участков
Поделиться новостью